Учет рабочего времени — это методика подсчета часов, которые сотрудник фактически посвятил своим рабочим обязанностям. Сведения вносятся в табель, который законодательство обязывает вести каждое предприятие независимо от его размера.
Существуют следующие режимы рабочего времени:
- Нормированный. Это всем привычная пятидневная рабочая неделя с восьмичасовым рабочим днём. Подойдёт для рядовых сотрудников, круг обязанностей которых четко описан в документации.
- Ненормированный. Такой график подойдёт сотрудникам, задачи которых не укладываются в привычное с 10:00 до 19:00 с перерывом на обед. Если характер работы предполагает частые задержки на рабочем месте, а ещё командировки или выходы в выходные дни, это оптимальный вариант. При ненормированном рабочем дне сверхурочные не платятся. Но такому сотруднику необходимо предоставить от трёх до десяти дней оплачиваемого отпуска ежегодно в дополнение к установленным законом 28 календарным дням.
- Гибкий график. В трудовой договор необходимо включить количество часов в неделю, которое сотрудник будет посвящать работе. Полезно также четко регламентировать время, в течение которого с ним в любой момент можно связаться по телефону или в мессенджере.
- Сменный график. В этом случае в трудовом договоре четко прописывается порядок чередования рабочих и выходных дней. Необходимо составить расписание смен и ознакомить с ним работников до начала каждого месяца. Если в графике есть ночные часы, то есть с 22:00 до 6:00 они учитываются в табеле отдельно и подлежат оплате в двойном размере.
8 вопросов для выбора системы учёта рабочего времени:
- Сколько сотрудников работает в Вашей организации?
- Нужен учет по картам или отпечаткам пальцев, или по тому и другому?
- Нужен контроль доступа (чтобы устройства открывали двери или турникеты при регистрации) или только учет рабочего времени?
- Должно ли быть оборудование автономным (работать и вести учет без включенного компьютера)?
- Оборудование будет использоваться на улице или в помещении?
- Нужно ли масштабирование системы (возможность вести учет централизованно на нескольких объектах)?
- Монтаж производится самостоятельно или нет?
- Бюджет проекта?
Какие задачи решают системы рабочего времени?
- Повышение продуктивности сотрудников. Грамотное внедрение системы учета рабочего времени позволит решить самую главную задачу — повысить продуктивность персонала.
- Разгрузка руководителя, избавив его от необходимости лично следить за каждым подчинённым. Автоматический сбор данных освобождает огромное количество времени — не говоря уж о том, что человек не может быть на 100% объективным, а для программы это естественно.
- Оптимизирование работы организации. СУРВы предоставляют руководителям детализированную информацию практически обо всей деятельности специалистов компании: наглядно видны особенности каждого сотрудника, специфика конкретных бизнес-процессов, расходы времени на те или иные задачи. Такая статистика помогает быстро найти узкие места в работе компании и избавиться от них.
- Защита компании от недобросовестных сотрудников. Перенаправление клиентов на свои личные контакты, нарушение стандартов обслуживания или даже слив базы данных конкурентам — бывает так, что работники сознательно (или нечаянно, не так важно) наносят организации вред. Системы учёта рабочего времени отслеживают подобные события: ваш сотрудник пытается скачать базу? Вы тут же получите уведомление.